Морские чудеса

Солнце заходило за горизонт. Было жарко и ветрено.
После долгого, жаркого, полного беготни по самым разным делам дня, гражданин эллинского городка Эпархиес Эксипнос отдыхал в тени своего дома.
Дом этот находился в зажиточной части эллинского городка, находящегося на одноимённом островке, в его равниной части минутах в пяти медленной ходьбы от агоры.
Наблюдая за солнечным диском, Эксипнос предался воспоминаниям. Ему вспомнилось, как он стоя на палубе своего верного старого товарища "Арго" смотрел на уменьшающуюся полосу берега родного Эпархиеса, который становился всё ниже, уже и, наконец, совсем скрылся за горизонтом. Почти одновременно с этим возникла точка Дефтероса - цели их путешествия. Она увеличивалась и увеличивалась в размере, пока не заняла собой почти весь горизонт. По правому борту судна возникла ещё одна точка, быстро стала скалой Диктисвраха, начала уменьшаться и, наконец, вновь исчезла за горизонтом. Видневшаяся на по левому борту полоска острова Тритейрос не менялась в своём облике: заход в его порты в этот раз не задумывался.
Эксипноса всегда поражало, то как мало меняются по его прибытии все эти исчезающие в никуда и появляющиеся из ниоткуда места и города. Не изменился и Дифтерлиманос. Те же дома, лодки, причалы и тот же грубый старик, сообщивший Эксипносу о том, что Эксипноса опять принесло и затем поздоровавшемуся: "Привет, придурок!". "Здравствуй, мудак! Да, ветер был попутным" вежливо ответил ему купец.
На обратном пути исчезал уже Дифтерос, появлялся Эпархиес, Диктисвраха и Тритейрос поменялись бортами. И опять же, но уже Епархиос, как всегда, поразил каботажника своим неизменным видом.
Всё это вспоминал и над всем этим размышлял морской купец Эксипнос наблюдая за закатом.
Он понял, что ничего не понял во всех этих исчезновениях и появлениях. "Значит, так надо богам..." решил, наконец, Эксипнос и сам не заметив того, уснул.
Во сне к нему подошёл вредный старик из Дифтерлиманоса и гаркнул в ухо: "А почему так надо богам?". Эксипнос подскочил. Переведя дыхание, он решил, что в следующее посещение Дифтерлиманоса оторвёт этому мудаку голову. Потом опять лёг и опять уснул. Он увидел себя на палубе "Арго" и услышал его скрипучий голос: "В твоём полисе есть люди более умные, чем ты...". "А это мысль, спасибо, Арго!" ответил каботажник, проваливаясь в глубокий сон без сновидений.
Небо над лежащим Эксипносом из голубого стало красносиним и начало постепенно чернеть. Зажглись и потухли звёзды. Поднялась и вновь опустилась из-за горизонта Луна. Небеса опять стали красносиним и, затем, голубыми. Погасли звёзды.
Открыв глаза, Эксипнос увидел что Солнце уже довольно высоко стоит над горизонтом. Измерив на глаз этот угол каботажник решил, что сейчас около семи или восьми часов утра…
День был совершенно свободен: как всегда, после прибытия домой из путешествия, купец высвобождал для себя один-два дня и старался в них лениться.
Вот именно, что старался.
Сегодня, например, Эксипнос, первым делом взял в руки сучок начал покрывать песок числами вычисляя, который сейчас точно час. Так продолжалось около получаса, до тех пор, пока его желудок не возмутился столь пустым занятием и не потребовал наполнения.
Чтобы отвлечься от вычислений и спокойно позавтракать, Эксипнос предался воспоминаниям. В голову опять полезли разные морские чудеса: тонущие за линией горизонта и всплывающие из-за неё суда, члены их экипажей, как ни в чём не бывало, перекликающиеся с его командой... Опять появился сердитый старик из Дифтерлиманоса.
Не желая ещё раз оглохнуть, Эксипнос кое-как напялил свой любимый, хоть и дырявый хитон и вылетел со двора.
Особых дел не было и навигатор поплёлся к агоре, благо до неё было минуты три черепашьего хода с отдыхом. Выйдя на агору, Эксипнос поймал удивленный взгляд одного из своих продавцов, что вогнало его в деловое настроение и он дотошно расспросил торговцев о ходе дел, которые шли неплохо. Тогда Эксипнос решил сделать детальную ревизию хода дел. Окончил свой осмотр купец вопросом: "Ну, и чем мне теперь заняться?". Продавцы промолчали.
Сзади послышалось какое-то кудахтанье. Обернувшись, Эксипнос увидел хохочущего чернокожего педагога Дейля. В голову Эксипноса пришло длинное, витиеватое и очень грубое ругательство; но при взгляде на правую руку учителя, которая держала амфору вина с торговым знаком Эксипноса, оно куда-то улетучилось.
- Послушай, Дейля - вместо приветствия начал спрашивать Эксипнос - почему корабли тонут за горизонтом, а потом всплывают из-за него?
Дейля обалдело уставился на купца, рот его оставался открытым, потом закрылся и гимнаст погрузился в размышления. Пока Дейля думал, Эксипнос успел узнать, что за вино уже заплачено. Обернувшись, купец обнаружил на лице педагога гримасу досады, сменившуюся облегчением.
- У Понирья спроси... - быстро сказал Дейля, развернулся и ушёл прочь.
- Он думает, что мы - в ответ на озадаченное лицо каботйажника сказал, подходя стражник Просектикос - подозреваем, что он сократик.
- Ну, а вы? - поинтересовался купец- Здравствуй, Просектикос.
- Делать нам больше нечего! - возмутился сыщик - Да он штаны скоро будет носить...
- Надо будет ему их продать... - задумавшись о чём-то своём машинально пробормотал торговец - Ты ведь мне скажешь, когда ему понадобятся штаны, Просектикос?
Стражник только вздохнул в ответ на слова друга. Эксипнос повернул голову к палатке и спросил у одного из продавцов о том, сколько им должен Понирья. Тот ответил "Сейчас..." и скрылся внутри. Страж встрепенулся:
- А вот этого мы подозреваем в пифагорействе.
- А это нюхают, пьют или едят? - заинтересовался Эксипнос - Сколько за это берут?
Просектикос тихонько взвыл. Потом сказал, внимательно глядя на товарища:
- Пифагорейцы измерили длину полуденной линии.
Мореход решил узнать:
- А что это такое?
- Это линия, где одновременно наступает полдень, восходит и заходит Солнце.
Послышалось шаги приближающегося продавца.
Просектикос приказал:
- Вот за это, за всё пойдёшь ко мне обедать!
- За что это "За всё"?
- обиженно спросил Эксипнос. Охранник молча повернулся и зашагал прочь.
По дороге Эксипнос молчал, размышляя о том, что ему сообщил Просектикос. Во-первых, он смутно понимал, что полуденная линия и загадка горизонта как-то связаны, но пока ещё не мог ответить, как. Во-вторых, факт наступления событий, с которыми связаны начало и конец деятельности людей в разных местах, но в одно и то же время должен был как-то повлиять на ход их жизни, но он не знал, как. Просектикос тоже молчал и только как-то странно и пристально разглядывал приятеля.
Эксипнос с удивлением обнаружил себя лежащим на ложе в гостевой комнате Просектикоса, держащим в правой руке миску, от которой очень вкусно пахло. Он сделал глоток и вкус похлёбки превзошёл запах.
Глаза от удовольствия поднялись вверх. Они опустились на белые волосы, с них соскользнули на тёмно-серый лоб и, наконец, встретились с внимательными синими глазами Просектикоса.
- Отменная похлёбка! - сообщил другу Эксипнос.
- Спасибо, - ответил Просектикос - она всегда тебе нравилась... Итак, как купец Эксипнос связан с философом Понирья?
Путешественник удивлённо глянул на стражника:
- Да как со всеми - я ему продаю, он у меня покупает... А что, пифагорейство это настолько серьёзно?
Просектикос немного подумал и ответил:
- Менее серьёзно, чем сократизм, но серьёзно...
Он доел похлёбку из своей миски, отставил её, повернулся на бок и, подперев голову рукой, стал смотреть на Эксипноса.
Эксипнос тоже доел свою порцию, вытянул ноги и откинулся на спинку ложа. Правая рука наткнулась на какой-то свиток. Он развернул его и начал читать: это был список долгов Понирья. Пифагореец был должен не больше остальных, да и сумма не вышла за пределы, той, которую он периодически передавал в торговый дом. Купец стал вспоминать где живёт философ, но тот был настолько аккуратен, что сделать этого не удалось. Тогда Эксипнос обратился к концу свитка. И не ошибся - именно там был адрес Понирья.
- Добавки хочешь? - поинтересовался хозяин.
- Нет: вкусно, но очень сытно. - ответил гость - Ну, я пойду. До свидания, Просектикос!
- До встречи, Эксипнос! - разрешил тот.

Постольку, поскольку Понирья был очень аккуратен в оплате, Эксипносу ни разу ни приходилось его навещать.
По этой причине, да ещё и потому, что дом учёного находился в таком лабиринте трущоб, что без Ариадны с её нитью и не обойтись. 
"Странно, - думал - Эксипнос - покупки Понирья говорят о его зажиточности. Почему он выбрал в соседи эти лачуги?"
Люди, живущие в этой части города, редко делали покупки в его лавках, а купец ещё реже бывал здесь. Неудивительно, что через несколько поворотов он почувствовал, что начинает терять направление. Это подтолкнуло его к началу расспросов. И тут выяснилось, что имя "Понирья" мало что здесь кому что-нибудь говорит. По всей видимости, философ редко выходил из своего жилища.
Да и прихожих ему встретилось всего двое. Одного он не догнал, а другой...
С другим вышло и вовсе не удобно.
Догнав и зажав его в угол между домами, чудом уклонившись от удара ниже пояса, купец выпалил вопрос про Понирья. Лицо бедолаги исказилось отчаянием. Ясно было, что он и слыхом не слышал о таком человеке.
Эксипнос повернулся и пошёл домой. При этом он ругал по чёрному горизонт, полуденную линию, философов, стражников, моряков, купцов, всех и каждого в отдельности. Особенно доставалось его, Эксипноса, авантюризму и любопытству.
Не успел каботажник свернуть за поворот, как на его плечо легла чья-то рука. Это был прохожий, которого ему удалось догнать. Весело улыбаясь, он сообщил, что, наверное, знает того, кого ищет Эксипнос и объяснил, как к нему пройти.

Подойдя к этому месту купец, обнаружил, что около дома стоит не догнаный им первый прохожий. Подойдя ещё ближе Эксипнос увидел, что это переодетый Просектикос.
- Ага, - протянул Эксипнос - привет, Просектикосл.
- Давно не виделись, купец. Рад видеть тебя, - согласился страж - рад видеть тебя живым после нападения на Исхироса.
- Откуда ты знаешь как его зовут? - поразился каботажник.
Просектикос досадливо крякнул и быстро спросил друга:
- А ты заметил в чём был Исхрос?
"Штаны...!" пронеслось в голове торговца. "Друг называется! Ах, ты..." вскипело в его мозгу. Тело само собой приняло горделивую позу правая рука гневно простёрлась по направлению к Просектикосу и немного возделась к небесам, левая легла на сердце:
- Видят боги Олимпа...!
- Понирья живёт здесь! - ещё быстрее произнёс Просектикос, схватил приятеля за плечи развернул его лицом к дому, подтолкнул и, кажется, поддал тому коленом под зад.

Эксипнос, влетел во двор вместе с рухнувшей дверью и пребольно ударил лоб и большой палец левой ноги. "Уй!" взвыл Эксипнос.
Перестав кряхтеть от боли и скакать на одной ноге, протерев глаза от слёз и искр Эксипнос увидел в глубине двора лежащего на земле человека, прикрытого зелёной материей."Ну и мудрец этот Понирья" подумал про себя купец-каботажник "Даже ухом не повёл".
Потирая ушибленный лоб, Эксипнос подошёл к Понирья. Понирья медленно открыл глаза и уставился на каботажника. Затем его взгляд перешёл за спину незваного гостя. Поразглядывав что-то, Понирья, зажмурившись, зевнул. Проследив за взглядом Понирья, Эксипнос увидел удаляющуюся белую шевелюру Просектикоса.
Затем он с маху посадил двери калитки на петли и опять подошёл к философу.
- Приветствую тебя, купец-моряк Эксипнос! - сказал философ.
- И я тебя, мыслитель Понирья! - ответил торговец.
- Не отобедаешь ли со мной? - вежливо спросил хозяин этого дома.
- Нет, спасибо, я недавно оттрапезничал. - столь же вежливо ответил гость.
Собственно говоря, Эксипнос никогда не бывал дома у Понирья. Все их встречи происходили либо на агоре, либо в порту или же около гимназия, где преподавал философ. Теперь, осматривая это жилище, делец понял, что ему хочется сшибить с учёного, дополнительный, пусть и не существующий долг.
- Мне неприятно об этом говорить, но... - нерешительно начал незванный гость - когда ты вернёшь долг?
Глаза Понирья сначала расширились, потом сузились, рот ощерился.
- Я скоро верну всё сполна! - холодно отчеканил философ.
- Не верю я тебе! - продолжало нести каботажника.
Руки философа стали судорожно шарить вокруг себя. К счастью для Эксипноса ни палок, ни крупных камней около Понирья не было. Чтобы избежать неприятного развития ситуации гость быстро спросил хозяина:
- Скажи, Понирья, почему когда я далеко плыву предметы, животные и люди сначала исчезают за горизонтом, а потом снова появляются из-за него?- и удивлённо добавил: - Они как бы тонут, а потом всплывают целыми и невридимыми!
Руки Понирья перестали шарить, он поднял голову и удивлённо взглянул на Эксипноса:
- Ты действительно хочешь это знать?
Затем лицо педагога приняло задумчивое выражение, глаза опустились и наткнулись на лежащее на земле яблоко.
- Да,- несколько раздражённо ответил купец - а, что, я не имею на это права?
- Имеешь, имеешь... - задумчиво усмехнулся философ.
Понирья стал задумчиво смотреть на Эксипноса.
- Представь, что ты мал ростом и, что ты находишся на поверхности этого яблока... - начал лекцию преподаватель.
Эксипнос заинтересовался:
- Насколько мал ростом?
- Настолько, что поверхность яблока кажется тебе равниной... - ответил Понирья. Эксипнос начал кое-что понимать.
- Ага... - сказал он и закрыл глаза.
- Ну, так вот... - С некоторой скукой продолжил философ - Эк-си-пнос, на самом-то деле эта поверхность выпуклая...
Пифагореец поставил палец на верхушку черенка яблока:
- Видишь черенок?
- Ну, вижу... - с интересом протянул купец.
- А основание его видишь? - спросил Понирья.
Эксипнос покрутил в руках яблоко:
 - Ну, вижу…
Понирья забрал из рук каботажа плод и подняв его на уровень глаз моряка спросил:
- А так?
- Так - нет... - задумчиво сказал Эксипнос.
Собеседники посмотрели в глаза друг друга.
- Вспомним, что маленький ты всё ещё находишься на яблоке... - напомнил Понирья слушателю. - Как ты думаешь, яблочному тебе видно основание черенка?
- Это смотря, где я стою - доверительно ответил хитрец-купец - если рядом с выемкой, то, наверное, да. Если нет, то нет.
Пифагореец сердито уставился на странника и после некоторого молчания угрюмо сказал:
 - На верхушке вала... - Затем он спросил: - Послушай, Эксипнос, ведь ты уже давно всё понял. Зачем надоедаешь?
 Понирья раздражённо уставился на Эксипноса, а тот скорчил недоумённую рожу.
- Что я понял? - Поражённо спросил купец - Что я мог понять?
Понирья продолжал всё более сердито смотреть Эксипноса.
Лицо его стало постепенно розоветь.
- Ну, ладно, понял я, понял, что Земля круглая, как это яблоко - несколько встревожился от возбуждения хозяина гость. - Я вот только одного понять не могу: как вода и всё остальное держится не сливается вниз на противоположной стороне Земли?
- Да нету там никакого низа! - взбеленнился почему-то Понирья - Земля висит в пустоте...
"Сейчас прибьёт..." пронеслось в голове у зажмурившегося и втянувшего голову в плечи Эксипноса.
Понирья подбрасил вверх яблоко, поймал его и затем он проделал это в разных местах двора: "И так по всей Земле и во всей Вселенной".
Купец вначале с интересом следил за беготнёй философа, затем его глаза опять приобрели рассеянное выражение.
- Ты никогда никому об этом не говорил раньше? - спросил Понирья Эксипнос.
Понирья опять подбросил вверх яблоко и оно упало на голову Эксипноса, отскочило от неё.
Понирья подхватил его и откусил большой кусок.
 - До встречи! - сказал он с набитым ртом.
Эксипнос подошёл к яблоне, сорвал с неё яблоко и начал есть.
- Ты ешь мои яблоки без моего разрешения?"-удивился Понирья.
- Я ем твои яблоки без твоего разрешения.-потвердил Эксипнос - Долг я тебе прощаю, на мои товары не рассчитывай больше. Прощай!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Встреча "Полтавы" и "Серого"

Хеллоуин